Заявка отправлена, мы скоро свяжемся с вами!

  • +7 (812) 389-24-42

Уникальное здание Центросоюза: «живой» памятник модернизму

Помните, у нас была подборка удивительных по своей архитектуре храмов? Тогда мы рассказали про строения с разных точек планеты, в том числе и из Швейцарии. Речь шла об архитектора с новаторским взглядом на строительство — Ле Корбюзье. И сегодня мы расскажем об очередном архитектурном чуде Корбюзье, построенном в Москве.

Здание Центросоюза в Москве

История

Ле Корбюзье лишь однажды приложил руку к строительству в, тогда еще, СССР. Об этом здании мы и расскажем, но чуть позже.

Имя Ле Корбюзье было на устах русских авангардистов долгое время, им восхищались и стремились понять его необъятную архитектурную и художественную натуру. Возможность спроектировать здание Центросоюза архитектору далось не сразу.

Он участвовал в конкурсе и наряду с советскими архитекторами предложил проект лаконичного и функционального здания. Конечно же, на протяжении конкурса и по его итогам, Ле Корбюзье оставался фаворитом, так что не было сомнений и в его победе.

Интерьер здания

Первое в истории стеклянное офисное здание

Архитектура продумана так, чтобы внутри здания всегда выло светло, так что фасады полностью застеклены. И, представьте себе, уже в 1930-х годах в СССР знали о пространстве open space. Именно за счет этой свободной планировки удалось обеспечить свободное распространение солнечного света по всей территории здания.

Кстати, сама конструкция состоит из уже давно знакомых нам бетонных и металлических оснований. Они, помимо своей очевидно каркасной роли, осуществляют еще и декоративную функцию. В течение дня, когда солнце постепенно опускается все ниже, благодаря балкам и колоннам внутри можно наблюдать за удивительной игрой света и тени.

Окна в холле здания и пандусы

Что предполагалось возвести в здании

Проект Центросоюза был крупным и потому требовал к себе пристального внимания архитектора. Предполагалось, что офисное помещение должно вмещать 2000 человек с персональными рабочими местами, торговые и вспомогательные помещения, клуб, спортзал, столовую, библиотеку, ремонтные мастерские и склады.

Корбюзье спроектировал достаточно простое здание, следуя главной концепции «циркуляция». И ведь у него действительно получилось! Внутри циркулирует воздух и свет, так что советское здание выглядит современно и новаторски и не похоже на все другие. Кроме того, по задумке архитектора циркулировать свободно по зданию должны были и люди, поэтому железобетонные каркасные конструкции расположены так, чтобы не мешать свободному перемещению сотрудников.

Отличительные черты здания

Помимо того, что Центросоюз стал первым в мире зданием с проектировкой open space, есть здесь и другие особенности.

Первым делом, бросается в глаза — почти полное отсутствие лестниц. Их заменили пандусы. Это решение позволит гораздо легче и быстрее перевозить тележки с документами. Кроме того, между этажами осуществляется сообщение с помощью специальных лифтов — патерностеров. Их особенность заключается в том, что лифты работают беспрерывно, а пассажиры буквально на ходу в них заходят.

Пандусы в здании

Сразу при входе в здание посетители попадают в просторный вестибюль с монументальными колоннами. Пандусы и лестницы размещены симметрично друг другу. Отделка выполнена в белых тонах, что усиливает ощущение простора.

Была и одна инновационная идея, которая так и не нашла своего отражения в проекте Корбюзье — сложная система вентиляции с помощью двойного остекления.

Ле Корбюзье предполагал, что теплый и холодный воздух будет циркулировать в герметичным межоконных пространствах, что было невозможно без того самого двойного остекления. Специальные рамы должна была изготовить американская компания, но заказчик с исполнителем не сошлись на стоимости. Американцы потребовали, по меркам руководства Центросоюза, слишком большие деньги за услугу.

Холл с терраццо на полу

К сожалению, недоговоренность привела к тому, что зимой в помещении возникают сквозняки, а летом кабинеты на солнечной стороне нагреваются слишком сильно. Все же, проект был и остается новаторским, ведь такого в СССР раньше не встречали.

Поражает в архитектуре здания его продуманная композиция. Если встать в самый центр пандусного пролета и посмотреть вверх, то можно увидеть авангардистскую версию «золотого сечения». Корбюзье сделал общую картинку в форме, напоминающей замочную скважину.

Отделка интерьера деревом

Материалы

Использованные материалы, как ничто иное напоминают о том, в какой стране оно находится. Бетон, много дерева, хотя эти же материалы широко использовались и в Европе, и в Америке при строительстве государственных или бизнес-учреждений. Словом, авангард проник во все уголки мира.

В основе отделки, конечно, штукатурка и краска белого цвета. Так отделана большая часть стен, потолки и перекрытия. На контрасте выступает светло- и темно-серый цвет. Светлые колонны и темные напольные покрытия из ковролина. В холле пол отделан уже знакомой нам Терраццо.

Радиусные стены вокруг пролетов пандусов отделаны деревом с акцентом на нижнюю часть. Ее оформили с помощью деревянных панелей, каких много в зданиях советского происхождения.

Лестницы и лифт

В целом, Центросоюз не похож на типичные строения, несмотря на схожую архитектуру и отделочные материалы. Это здание больше наполнено светом и воздухом, а также новаторскими идеями и размеренностью в реализации. Архитектура изящна и невероятно легка. Здание не тяготеет своими внушительными габаритами, что удивительно и крайне привлекательно. Словом, архитектура Швейцарского художника привнесла в облик советской Москвы определенный «воздушный» шарм. Как считаете?

Поделиться

Наверх